Династия Титковых: с талантом по жизни

02.02.2015

Династия Титковых: с талантом по жизни

titkov-1.jpgТакие семьи называют «феерическими». Они вспыхивают на небосклоне жизни ярко и прочерчивают глубокий след в сердцах и памяти тех, кто с ними сталкивается по жизни. Знаменитый в городе клан Титковых, без сомнения, одна из таких семей. История «художественно-театрального» рода Титковых началась в Алтайском крае. Именно там, в Камне-на-Оби, родились знаменитые художники — братья Иван и Василий. Перебравшись с семьями в Новосибирск, они первыми стали делать ледовые фигуры для елочных городков.

В судьбе Василия Васильевича Сибирь стала своеобразной стартовой точкой. Именно здесь он сформировался как художник. Сначала уроки рисования у талантливого художника-реалиста К. М. Чукалова. Затем выучка у известного мастера Ю. К. Куртукова. Позже учеба в художественно-промышленном техникуме им. М. Врубеля. В довоенные годы творчество Василия Васильевича посвящается труженикам села, работе колхозов. После знаменитой картины художник активно участвует в краевых, областных и всесоюзных выставках. В годы войны творчество Василия Васильевича носило отпечаток сражений и битв. Появились картины «Переправа под Сталинградом»,, «Горный орел». В послевоенные годы, будучи заведующим отделом иллюстраций в Советской Сибири«, художник создает одну из лучших своих работ — групповой портрет “Студенческий стройотряд”.

titkov-2.jpg
titkov-3.jpg
Иван Васильевич
Титков
titkov-4.jpg
Элеонора Ивановна
Титкова

Иван Васильевич, народный художник России, очень хорошо играл на двух инструментах — на мандолине и гитаре. Вернувшись с фронта, братья каждый день устраивали концерты на крыльце. В доме постоянно собирались не только художники, но и ученые, и композиторы. Раньше это было принято — показывали свои достижения, делились творческими планами. Переехав на улицу Свердлова, семья Ивана Васильевича оказалась на одной площадке с Романом Тихомировым — тогда главным режиссером оперного, позднее главным режиссером Мариинского театра. Каждый вечер устраивали обсуждения спектаклей, так как жена Ивана заведовала литературным отделом в оперном. Так что все варились в одном “творческом соку”.
Дочь Ивана Титкова, Элеонора Ивановна, поставила 26 спектаклей в Новосибирским театре. Многие звезды новосибирской оперетты “прошли через ее руки”, еще будучи студентами. О том, что жизнь ее непременно будет связана с театром, Элеонора Ивановна знала с самого начала. Занималась одновременно в четырех драмкружках. Первый свой спектакль поставила в 11 лет в пионерском лагере. После школы бредила театральным — если быть, то только актрисой». Поступила в музыкальное училище, потом работала в музыкальной школе, в училище и… сдала-таки экзамены в театральное — на отделение музыкальной комедии, осуществила то, к чему так рвалась. А дальше на сдачу госэкзаменов приехал ректор ГИТИСа Матвей Горбунов и, увидев ее, тут же рекомендовал ей поступать в ГИТИС. В том году набирал курс Борис Покровский. Надежды на удачу было мало: конкурс — сорок человек на место. После дипломного «Обручения в монастыре» в Казанском оперном ее Элеонора Ивановна Титкова сразу пригласили туда главным режиссером. Молодой, начинающий режиссер — и сразу главным! Однако, когда заикнулась об этом мужу, услышала: «Знаешь что, дорогая, езжай куда хочешь!» Пять лет учебы в ГИТИСе, потом Казань - это было уж слишком. Терпение мужа было велико, но не безгранично. И Элеонора Ивановна осталась в Новосибирске, хотя, признается, тогда ей было «немного обидно». Свободных мест ни в опере, ни в оперетте на тот момент не было, и она приняла приглашение Алана Жоленца работать режиссером дипломных спектаклей в оперной студии при консерватории, о чем никогда не жалела. В театре оперетты ее «Страсти святого Микаэля» и «Марица» не сходят со сцены два десятка лет., «Женитьба Бальзаминова», «Дамы и гусары» собирают аншлаги.

Римма Васильевна, обладательница удивительного меццо-сопрано, 37 лет пела в хоре оперного театра под руководством замечательнейшего хормейстера Евгения Павловича Горбенко. Сольные партии тоже были, но маленькие: Марта в, повориха в. «Самое трудное — петь в советских операх, которые в то время были очень популярны. Дирижеру главное — звучание, режиссеру — красочность. А нам приходилось исполнять партии то лежа, то вообще на третьем ярусе. Но, несмотря на это, театр, искусство всегда были у меня на первом месте. Хоть в семье и считали меня рассказывает Римма.
4.jpg
Мария Критовна и
Василий Васильевич
Титковы

Ольга Васильевна, народная артистка России — самый младший ребенок в семье Василия Васильевича. За двадцать лет сценической жизни семьдесят ролей, три премьеры за год. Профессиональный вокал, отличноя дикция, пластичность — все это пришло в Московском государственном институте театрального искусства. А в детстве — корь, после которой Ольге пришлось заново учиться ходить, недоедание. Необходимо было зарабатывать. И она закончила техническое училище и пошла работать на завод сборщиком аппаратуры. Затем поступила в хор тогда создававшегося театра оперетты. От отца мне передалось понятие цвета, красоты и гармонии. Хотя в детстве я думала, что быть дочерью художника плохо. Помню, как-то раскрасила в учебнике чтения портрет Сталина красным цветом. Учительница выволокла меня к доске и сказала: “Она выкрасила портрет вождя, потому что она дочь художника. А художник от слова ”худо». А потом я всю жизнь гордилась, что родилась именно в такой семье. Ведь мы все состоялись«, — рассказывает народная артистка России Ольга Васильевна.

Путь отца-художника Василия Васильевича повторила лишь старшая дочь Врубелина, коллекция картинкоторой хранится сейчас в Картинной галерее.
Единственный сын Василия Титкова, Сергей Васильевич, 17 лет возглавлял Дом актера. Он режиссер, новосибирцы помнят его интересные постановки в Первомайском сквере в День города.
3.jpg5.jpg7.jpg6.jpg
Ольга Васильевна ТитковаРимма Васильевна ТитковаВрубелина Васильевна ТитковаСергей Васильевич Титков


Семушина Виктория
Журнал "НОС", №2/2006 год

Возврат к списку