Второе рождение Большого театра России

09.01.2015

Второе рождение Большого театра России

В канун Нового года столица Сибири получила долгожданный подарок. После реконструкции состоялось открытие Новосибирского государственного академического оперы и балета. Эту радость с новосибирцами разделили Президент России Владимир Путин, министр культуры Александр Соколов, руководитель федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.

Большой театр России, ровесник Победы советского народа над фашизмом, действительно переживает второе рождение. Его реконструкция — это не только ремонт и возвращение первоначального внешнего вида здания. Реконструкцию можно смело назвать технической революцией, какой еще не было ни в одном театре от Урала до Приморья. И прошла она всего за полтора года. Если учесть, что ремонт театра длится почти два десятка лет, для строителей полтора года-срок небывало короткий. Благо, что проект попал в руки профессионалов — ЗАО «Международная строительно-промышленная ассоциация его подрядчиков.
teatr-2.jpg

Когда в 2004 году начались широкомасштабные работы по реконструкции святая святых — сцены и зрительного зала, театр продолжал работать на сценических площадях Дворцов культуры, филармонии Новосибирска. Последовала череда гастрольных выступлений по городам Сибири, дальнему зарубежью. Именно такой график выступлений помог не только сохранить творческий потенциал коллектива, но и приумножить славу Большого театра Сибири.

teatr-1.jpgТем временем шла не просто реставрация былого. Создавался новый, соответствующий времени театр, оснащенный самым современным сценическим оборудованием, новейшей звуковой, акустической, осветительной техникой, телекоммуникационными средствами связи. Чтобы задействовать установленную аппаратуру и оборудование, пришлось смонтировать кабельные линии, равные подлине протяженности экватора Земли — 40 тысяч километров. Совершенно уникальной по своей конструкции стала и оркестровая яма. Появилась возможность менять ее высоту, опуская или поднимая до уровня авансцены оркестр из 120 музыкантов. Это позволяет не только регулировать окустику звучания, но и менять пространство, увеличивая размер сцены. Сегодня это единственная подъемноя площадка в оперных театрах страны.

Работы по объекту, — сказал генеральный директор Борис Портнов, — проводились в буквальном соответствии с принципом Гиппократа “не навреди. Это предполагало самое бережное отношение к историческому облику театра, его интерьеру. С другой стороны, театр должен был стать театральной площадкой мирового уровня. Коллектив и его партнеры по строительной отрасли смогли выполнить эту задачу. Например, управление верхней и нижней механизацией, два центральных пульта звука и света похожи на пульты космических кораблей.

— Глубокой реконструкции, — рассказывает директор театра Борис Мездрич, — был подвергнут весь сценический комплекс, большой зрительный зал и прилегающие фойе, большой купол, пространство под сценой и зрительным залом, обеспечивающая комфорт артистов и зрителей инженерная инфраструктура. Теперь можно твердо сказать, что многолетняя ситуация, когда солидный уровень труппы не совпадал с условиями ее работы на сцене, завершилась.

— Мы готовы создавать талантливые произведения, — заверяет главный дирижер театра Теодор Курентзис. — Теперь у нас нет оправдания, что сцена не совершенно. Мы имеем возможность быть первыми, творить искусство высокого полета. Мы получили возможность исполнять произведения, которые, я уверен, будут поражать зрителей и менять, развивать мир искусства.

В Новосибирске очень грамотный и взыскательный зритель, — говорит художественный руководитель балета Сергей Крупко. — Люди тонко разбираются в балете, в вокале, в музыке. Сегодня мы не имеем права не соответствовать уровню зрителя, технической оснащенности театра. Хочется скорее возродить, отчасти переставить старые спектакли. Конечно, никто не посягнет на Петипа и Григоровича, но технически их надо будет просто переделать. Другое дело — премьерные работы, где можно не ограничивать фантазию. Все это порождает огромное желание работать. Для нас открытие новой сцены — это открытие новых надежд. 

Н. А. Оробец
Журнал "НОС", №2/2006 год

Возврат к списку